Агрессия и агрессивность.

              Что это такое?

Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей.

В наше время термин «агрессия» и «агрессивность» чрезвычайно часто употребляются в самом широком контексте (смысле) и поэтому нуждается в серьезном «очищении» от целого ряда наслоений и отдельных  смыслов. Поэтому необходимо дать точное определение агрессии и агрессивности.

Агрессия – это склонность к причинению другим морального и физического ущерба.

Агрессивность - это такое качество личности, которое проявляется в действиях, направленных на демонстрацию превосходства в силе или применении силы к другим людям, нанесения им  физического и морального ущерба.

В дошкольном возрасте наиболее часто можно встретиться со следующими формами агрессии:

-физическая агрессия (драки) конфликтные ситуации со сверстниками ребенок решает с помощью кулаков, причем сам ребенок провоцирует других на конфликт, и тут же разрешает его посредством драки, пока в этот процесс не вмешается взрослый;

-разрушительность – может быть ненамеренной как реакции на неудачу, например, ребенок сам строит домик, у него не получается и малыш сам разрушает постройку; также возможны проявления спонтанной скользящей разрушительности, когда ребенок в состоянии аффекта срывает зло на всех предметах, которые попадаются под руку;

-вспыльчивость – мгновенная эмоциональная реакция, выливающаяся в физическую, устную агрессию или разрушительность;

-непослушание – носит произвольный характер и выражает протест ребенка на действия взрослых (сделать назло, настоять на своем, не подчиниться);

-устная агрессия – выражается в крике, брани, оскорблениях и др.

 

Причины и факторы, влияющие на появление агрессии у детей:

- Наследственно-характерологические

- Биологические факторы

- Некоторые соматические заболевания, заболевания головного мозга

- Влияние социального окружения

 

    Влияют особенности семейного воспитания, примеры агрессивного поведения, которые ребенок может наблюдать с телеэкрана или со стороны сверстников, эмоциональное напряжение и фрустрации (разочарования, расстройства, срывы). Однако все эти факторы вызывают агрессивное поведение далеко не у всех. В одной и той же семье, в сходных условиях воспитания вырастают разные по степени агрессивности дети.

 

Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении всей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие ее проявлению. Изучить их чрезвычайно важно, чтобы понять природу явления и своевременно преодолеть опасные тенденции.

Влияние Средств Массовой Информации.

 

В настоящее время появляется все больше научных исследований, подтверждающих тот факт, что цены насилия, демонстрируемые в кино или на телеэкранах телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителей.

По результатам исследования выяснилось, что дети, которые смотрят телевизор больше часа в день, будут более склонны к насилию, когда вырастут, чем те, кто проводит у телеэкрана гораздо меньше времени.

 

Семья и ее влияние.

В дошкольном детстве на проявление агрессии самое большое влияние оказывает семейное воспитание, взаимоотношения между родителями, стиль отношения родителей и детей. На поведение детей, вне всякого сомнения, влияют те модели поведения, которые представляют им родители.

Ø Родители систематически проявляют физическую или вербальную агрессию по отношению к ребенку--- вероятность проявления у ребенка защитной агрессивности или подражания модели поведения родителей---ребенок часто конфликтует, дерется, на занятиях и уроках выкрикивает и т.п.; применяет агрессивную модель поведения в жизни.

Ø Родители применяют слишком суровые, несоотносимые с проступком наказания---уровень агрессивности у ребенка повышается, возрастает готовность к агрессивным действиям---вероятность реактивной (ответной) агрессивности в более старшем возрасте; проявление защитной агрессивности.

Ø  Родители не обращают внимания на агрессивное поведение, вспыльчивость ребенка, не контролируют его поведение---вседозволенность---проявление агрессивности в дальнейшем как типичной поведенческой черты.

Ø Родители запрещают любые формы проявления детского гнева---ребенок избегает открытого проявления гнева, систематически подавляет свои эмоции---деструктивная агрессивность---насмешки над окружающими, побуждение к агрессивным действиям других, воровство, внезапных вспышки гнева.

Ø Родители проявляют агрессию по отношению к окружающим в присутствии ребенка---у ребенка закрепляется уверенность, что окружающие люди являются виновниками всех бед---вероятно, что дошкольник возьмет эту модель за основу своего дальнейшего поведения---проявления агрессии.

Ø Конфликты между родителями, развод---демонстративная агрессивность (привлечение внимания к своей персоне); модель «выяснения отношений»

 

Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить:

-подраться с подушкой;

-использовать физические силовые упражнения;

-рвать бумагу;

-нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;

-использовать «мешочек для криков»;

-поколотить стол надувным молотком и т.д.

 

Способы контроля поведения ребенка:

 

  Позитивные способы: Просьбы и мягкое физическое манипулирование (например, можно отвлечь ребенка, взять его за руку и отвести и т.д.).

 

  Нейтральный способ: Модификация поведения - использование поощрения (за выполнение определенных правил) и наказания (за их игнорирование). Но данная система не должна использоваться слишком часто, так как впоследствии ребенок начинает делать только то, за что получает награду.

 

  Негативные способы: Частые наказания и приказы - заставляют чрезмерно подавлять свой гнев, что способствует появлению в характере пассивно –агрессивных черт. ПАССИВНАЯ АГРЕССИЯ – это скрытая форма агрессии, ее цель - вывести из себя, расстроить родителей или близких людей, причем ребенок может причинять вред не только окружающим, но и себе. Он начнет специально плохо учиться, в отместку родителям надевать те вещи, которые им не нравятся, будет капризничать на улице безо всякой причины.  Главное – вывести родителей из равновесия. Чтобы устранить такие формы поведения, система поощрений и наказаний должна быть продумана в каждой семье. Наказывая ребенка, необходимо помнить,

что эта мера воздействия ни в коем случае не должна унижать

 

 

 

достоинство сына или дочери. Наказание должно следовать

непосредственно за проступком, а не через день, не через неделю.

Наказание будет иметь эффект только в том случае, если ребенок сам считает, что заслужил его, кроме того, за один проступок нельзя наказывать дважды.

 

 

 

«Позитивные и негативные способы выражения гнева»  ( рекомендации доктора Р. Кэмпбелла)

 

Способы выражения гнева

Позитивные

Негативные

Вежливость

Выражение гнева в громкой и невежливой форме

Стремление

Использование ругательств и угроз

Выражение основной жалобы без уклонения в сторону

Использование словесных оскорблений

 

 

 

  Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими  - вот, что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

  Терпения вам и удачи, дорогие родители!

 

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными  детьми

 

1.   Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2.   Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3.   Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные проступки.

4.   Наказания не должны унижать ребенка.

5.   Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6.   Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7.   Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8.   Развивать способность к эмпатии.

9.                                                                                                 Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10.                                                                                                 Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11.                                                                                                 Учить брать ответственность на себя.

 

 

Тест, показывающий уровень агрессивности вашего ребенка – дошкольника.

 

Прочитайте вопросы и ответьте на них «да» или «нет».

Если вопрос вызывает затруднение, то вспомните, как бывает чаще.

1.     Можно ли сказать, что ваш ребенок не агрессивнее других детей?

2.    Верно ли, что ваш ребенок не ломает игрушки?

3.     Верно ли, что ваш ребенок не ломает вещи (он исследует их, а не портит)?

4.     Правда ли, что даже в плохом настроении ваш ребенок не бросает предметы на пол?

5.     Бывает ли, что в раздражении ваш ребенок может замахнуться и ударить кого-либо?

6.     Верно ли, что ваш ребенок никогда не оторвет листочек или цветок у комнатного растения?

7.     Можно ли быть уверенным, что на улице, подойдя к собаке или к кошке, ваш ребенок нарочно не наступит на него, не ущипнет?

8.     Правда ли, что он никогда не обидит насекомое?

9.     Замечаете ли вы, что, играя с близким человеком (бабушкой, сестрой) ребенок может причинить ему нечаянную боль?

10. Всегда ли, играя с более слабыми детьми, ваш ребенок соизмеряет силу?

11. Правда ли, что, играя с куклами, ваш ребенок может выколоть им глаза, оторвать ручки или ножки?

12. Правда ли, что характерным игровым приемом вашего ребенка бывает «стрижка» ушей, волос, «лишних» деталей у кукол и других игрушек?

13. Верно ли, что ваш ребенок даже в гневе или раздражении не разбивает посуду?

14. Бывает ли, что когда вашего ребенка никто не видит, он щиплет, дергает волосы или кусает другого ребенка?

15. Верно ли, что, рассматривая книжку, он может вырвать страницу?

16. Верно ли, что ваш ребенок во время рисования нередко ломает грифель карандаша сильным нажатием?

17. Случается ли, что в ответ на замечания взрослых, ваш ребенок употребляет бранные слова?

18. Случается ли, что, находясь рядом с другим ребенком, ваш ребенок толкает и пихает его?

19.  Случается ли ему употреблять ненормативную лексику в ссорах с другими детьми?

20. Бывает ли, что от обиды ваш ребенок нередко уходит в другую комнату, бьет подушку, стены, мебель?

 

 

А теперь сравните ваши ответы с Ключом, приведенным ниже, и подчитайте, сколько ответов совпало.

 

1 нет 2 нет 3 нет 4 нет 5 да 6 нет 7 нет 8 нет 9 да 10 нет 11 да     12 да 13 нет 14 да 15 да 16 да 17 да 18 да 19 да 20 да

 

 

0-5 баллов. По поводу агрессивности вашего ребенка можете не беспокоиться. Подумайте лучше о том, всегда ли ваш ребенок может защитить себя в сложных ситуациях, не оказывается ли он мишенью агрессивности других детей?

 

6-12 баллов. Это средний показатель агрессивности, присущий большинству детей дошкольного возраста. Постарайтесь понять, в каких именно ситуациях агрессия проявляется и исключить или видоизменить эти ситуации.

 

13 и более баллов. Скорее

 

Hosted by uCoz