1. «Обзывалки»
Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой
форме.
Скажите детям следующее: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными
необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов
или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,…морковка!»
Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В
заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь
приятное, например: «А ты,… солнышко!»
Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.
Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и
обижаться друг на друга не стоит.
2. «Я вижу»
Цель: Установить доверительные отношения
между взрослым и ребенком, развивать память и внимание малыша.
Участники, сидя в кругу, по очереди называют предметы, которые находятся
в комнате, начиная каждое высказывание словами: «Я вижу…»
Повторять один и тот же предмет дважды нельзя.
3. «Дракон»
Цель: Помочь детям, испытывающим
затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.
Играющие становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый
участник- «голова», Последний - «хвост». «Голова» должна дотянуться до «хвоста»
и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила
«хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый
участник не побывает в двух ролях.
4. «Маски»
Цель: Научить в приемлимой форме выплеснуть накопившийся у агрессивного
ребенка гнев.
Необходимы краски и бумага, липкая лента. НА бумаге рисуются страшные маски,
затем каждый участник примеряет себе любую , остается в ней какое- то время.
Можно потанцевать «Дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем
происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу,
можно плавно потанцевать.
Чтобы закрепить маски на лице, лучше
использовать липкую ленту или пластырь.
5. «Гномики»
Цель: Игра способствует развития чувства
эмпатии, сочувствия и желания помочь.
Для игры нужны колокольчики по числу участников (5-6). Один колокольчик
должен быть испорчен испорчен (не звенеть).
Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть
волшебный колокольчик, и, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу –
он может загадать любое желание, которое когда- нибудь исполнится. Дети
получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте
послушаем, как звенят наши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть
и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Дети по кругу звенят своими
колокольчиками, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? У
Коли не звенит его колокольчик! Это такое несчастье для гномика! Он теперь не
сможет загадать желание… Может мы его развеселим? Или подарим что – нибудь
вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Дети предлагают свои
решения). А может, кто-нибудь уступить на время свой колоколчик, чтобы Коля мог
позвенеть им и загадать свое желание?»
Обычно кто-нибудь из детей предлагает
свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и
одобрение взрослого.
6. «Да и нет»
Цель: Игра направлена на снятие у детей
состояния апатии и усталости, на побуждение их жизненных сил. Самое
замечательное в этой игре то, что в ней задействован только голос.
Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведете
воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто -
«нет». Весь ваш спор Будет состоять лишь
из этих двух слов. Потом вы будете ими меняться. Вы можете начинать очень тихо,
постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что
громче уже некуда. Услышав сигнал ведущего (например, колокольчик),
остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов. Обратите внимание на то, как
приятно находиться в тишине после такого шума и гама.
Игра может оказаться особенно полезной для тех детей, которые еще не
открыли для себя свой собственный голос как важный способ самоутверждения в
жизни.