Сказкотерапия - что это?

Герои, ситуации, неизменное противостояние до­бра и зла неосознанно переносятся детьми из ска­зок в реальную действительность.

Казалось бы, сказки — это просто красивые, добрые сюжеты с вымышленными персонажами, которые практически ничем не могут помочь человеку, ничему, что может использоваться в ре­альной жизни, не научат, но на самом деле все не так безнадежно.

Всем в детстве читали сказки: кому-то родители, бабушки или дедушки перед сном, кому-то воспитатели в детском саду. Неважно, кто впервые открыл нам это чудо. Трепетное отношение детей к сказкам выражается в том, что они почти наизусть знают их содержание. Попробуйте ошибиться при чте­нии «Колобка», «Красной шапочки» или «Теремка» - вас не­медленнопоправят

.Ребенок впервые узнает из сказок, что вокруг него сущест­вует какая-то другая жизнь, основанная на взаимодействии двух составляющих: добра, которое всегда вознаграждается за положительные поступки и действия, и зла, которое непременно к концу сказки оказывается наказанным. Так они учатся быть добрыми и снисходительными к близким, друзьям и знакомым, жить в окружающем мире, творить добро, помогать тем, кто нуждается в помощи. Именно сказки прививают любовь к прекрасному, ответственность, целеустремленность, отзывчивость.

Читая сказки детям, не задумываешься (а вернее, не пом­нишь), как много они значат для ребенка, впервые осознающего жизнь такой, какая она есть. Их значение для маленького ребенка велико: из обычных слов и рассказов родителей дети еще не в состоянии воспринять необходимые знания, а с помо­щью ярких образов и сюжетов сказок, в которых каждый ребе­нок ищет себя, проще усваивать жизненные ценности и приобретать необходимые навыки.

Простое прочтение сказок может не принести такой пользы ребенку, как целенаправленное использование метода, который применяется для познания души человека и ее лечения, если это необходимо. Он называется сказкотерапией.

Думать, что сказкотерапия - это метод, который целесообразно применять только по отношению к детям, ошибочно. Конечно же, сказки читают в основном детям, но и взрослые в процессе занятий с детьми нравственно совершенствуются. Используя в работе со взрослыми людьми данный метод, психолог или исследователь решает сразу несколько задач: он узнает подсознательные мотивы поведения человека, обнаруживает истинные проблемы, которые в дальнейшем с помощью сказок может решить.

Таким образом, сказкотерапия нужна всем, от малыша до  взрослого человека, а знать ее основы необходимо родителям, которые хотят воспитать полноценного ребенка и правильно помочь ему в решении возникающих проблем.

Что такое сказкотерапия

Сказки - это образное изображение жизненных реалий. События, происходящие в них, могут случиться в жизни каж­дого из нас, но только не в буквальном смысле. Не все могут провести параллели между событиями реальной жизни и опре­деленными обстоятельствами, описанными в сказках/

Можно сказать, что жизненные сценарии, закладываю­щиеся в раннем детстве, так или иначе основываются на тех сказках, которые каждому из нас читали родители, которые, сами не осознавая влияния прочитанного, с помощью них программируют поведенческие и психологические реакции своих детей.

С помощью сказочных сюжетов маленький ребенок впервые в своей жизни усваивает основные жизненные принципы, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Окружающих он делит на отрицательных и положительных людей. Пройдет немало времени, прежде чем ребенок сможет постигнуть слож­ность этих понятий. Такие представления индивидуальны, так как у каждого свое понимание идеала.

Несмотря на то, что метод сказкотерапии хорошо себя за­рекомендовал как эффективное направление в работе практи­ческого психолога, большинство людей относятся к нему как к несерьезному, не способному как-либо влиять на человека и приносить результаты. На самом деле сказкотерапия — самый древний метод практической психологии.

Сказкотерапия как понятие обозначает направле­ние терапевтического воздействия практической психологии на бессознательную сферу, как ребен­ка, так и взрослого человека.

В своей работе сказкотерапевт использует не столько на­родные, всем известные сказки, сколько те, которые сочиняет и разрабатывает сам. С помощью таких «инструментов» психо­лог может воздействовать на определенные свойства лично­сти, выделять проблемные ситуации и определять методы их возможного решения.

С помощью метафорических ресурсов сказки помогают людям раскрепоститься, почувствовать свою самодостаточ­ность, построить доверительные отношения с окружающими. Это важно не только для детей, пока еще начинающих осваи­вать окружающий мир, но и для взрослых, способных в резуль­тате сказкотерапии раскрыться и обнажить свои истинные чувства, эмоции и переживания, которые им порой бывает трудно показать не только своим знакомым или близким, но и самим себе. Правильно подобранные сказки помогают людям лучше адаптироваться в сложившейся ситуации, обнаружить и ликвидировать проблемы, возникшие на определенном этапе жизни.

Конечно, сказкотерапия больше ориентирована на детей раннего и дошкольного возраста, так как малыши, еще не оце­нивая событий, происходящих в их жизни, не могут посмот­реть на этот мир со стороны, обнаружить и проанализировать возникающие проблемы, а тем более попытаться решить их са­мостоятельно. Дети нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. Но последние в свою очередь не всегда могут понять, что в жизни ребенка что-то не так. По поведению можно заметить, что проблемы появились, но с точностью сказать, что именно вызвало ответную реакцию ребенка, взрослый не в состоянии, так же как и попытаться ее решить.

Играя в сказку, ребенок раскрепощается и может спокой­но рассказать вам о своих чувствах и мыслях, проецируя свои поступки на действия сказочных героев или наоборот. Усвое­ние необходимых для него моделей поведения, реагирование на жизненные ситуации, повышение уровня знаний о себе и окру­жающем мире посредством сказок происходит намного быст­рее, так как, во-первых, они более понятны детям, чем выска­зывания взрослых, во-вторых, в сказках нет того негатива, ко­торый дети видят в нравоучениях и рекомендациях со стороны родителей.

Сказки обучают и воспитывают детей. В процессе обуче­ния ребенок готовится к вхождению в новые для себя виды деятельности, а в процессе воспитания - в систему еще не освоенных общественных отношений. В процессе воспитания основное воздействие оказывается на систему смыслообразующих мотивов и ценностных ориентации человека. Ценностные ориентации как понятие психологии представляют собой важнейшие элементы внутренней структуры личности, которые скрепляются определенным жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний и отграничивают существенное, имеющее важное значение от незначимого. Вся со­вокупность устоявшихся ценностных ориентации составляет основу сознания, обеспечивающую устойчивость личности, определяющую ее склонности и интересы. Ценностные ори­ентации возникают не сами собой, а формируются под влия­нием воспитания и социальной среды, в которой находится ре­бенок. Они действуют как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, являясь некой гранью между желаниями человека и его представлениями о том, как должно быть. Ценностные ориентации, таким образом, связаны с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в целенаправленной деятельности человека.

Также сказки играют очень важную роль в нравственном воспитании личности, влияя на ее представления и предпочте­ния, направляя развитие чувств, желаний и поступков. Сказки опираются на то хорошее, что уже есть в ребенке. Каждый человек именно из них узнает, что добро всегда побеждает зло и последнее остается наказанным за все свои действия, противо­речащие простым человеческим законам.

Сказка — это всегда обращение к душе человека, к тому ребенку, что находится внутри каждого из нас. Если мы будем помнить о своем «детском на­чале», которое скрывается за маской обыденной жизни, повседневными проблемами, то сможем понять и помочь детям. И это не обязательно бу­дет ваш собственный ребенок.

Воспринимая жизнь по-детски, не оглядываясь назад и не заглядывая далеко вперед, вам будет проще строить общение с людьми. Сказкотерапия в этом плане помогает и уже взрос­лым, сформировавшимся людям. С ее помощью они могут на некоторое время окунуться в детство, расслабиться, отдохнуть душой и посмотреть на все со стороны.

Роль же психотерапевта заключается не просто в прочте­нии или предложении сказки, а в умении вызвать способность и стремление понять другого человека и принять его таким, ка­ков он есть, поддержать в любых начинаниях, разделить с ним его боль и горе и в конечном итоге подарить радость и душев­ное успокоение. «Сказочник» не должен стремиться «переде­лать» человека, так как это не в его власти, он может только вы­звать желание или нежелание человека общаться, контактиро­вать с другими людьми. Потому что психотерапевтическая сказка прежде всего несет в себе участие и доброту, а именно в этом больше всего нуждается человек.

Несмотря на то что сказкотерапия не имеет возрастных ог­раничений и на данный момент существует множество сказок, нацеленных именно на работу со взрослыми, она все же боль­ше направлена на детей, так как дети лучше усваивают инфор­мацию, переданную через яркие образы. Именно поэтому во всех сказках присутствуют сказочные герои, основные манеры поведения которых и воспринимает ребенок на первичных стадиях усвоения информации и стереотипов поведения. Но сведения об окружающем мире, моделях поведения, способах взаимоотношений между людьми усваиваются только в том случае, если их обсуждают, обыгрывают.

Знания,полученные из прочитанной сказки, будут нахо­диться в пассивном состоянии, т. е. не будут использоваться ребенком в дальнейшем. Если же сказку еще и обсудить с ним, выяснить, что он понял или, наоборот, что осталось для него непонятным, то это составит основной груз практических зна­ний, с которыми он будет идти по жизни. Обсуждение, в отличие от прочтения, поможет ему лучше усвоить уроки, которые преподносит нам жизнь, научит, поначалу с родителями, а в дальнейшем и самостоятельно, искать параллели с реальной жизнью, видеть причинно-следственные связи между событиям. Такое обсуждение прочитанного материала может оказаться полезным не только для самого ребенка, но и для родителей.

В любом случае, будет сказка просто прочитана или еще и обсуждена с родителями, педагогами, психологами или даже в группе сверстников, она составит необходимый ресурс для дальнейшей со­циализации ребенка.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вы­вод, что сказкотерапия является не просто «детским» методом, предназначенным только для детей и направленным на проведение досуга, а действительно имеет большое значение для становления личности ребенка, для решения его проблем, а также помощи взрослым людям в решении их уже более слож­ных трудностей.

Зная основы сказкотерапии, каждый родитель сможет в нужный момент помочь своему ребенку справиться с возник­шими трудностями, какими бы они ни были.

Но не следует забывать, что сказкотерапия - это не просто однократный сеанс, это продолжительная работа с заранее поставленными целями. Невозможно сразу решить какую-либо проблему; с ней необходимо справляться постепенно, именно для этого нужны сказки. Они дают человеку то, что ему необходимо. В большинстве случаев это свобода, свобода мыслей, действий, желаний. Посредством сказки человек рассказывает о своей проблеме не напрямую, а с помощью вымышленных героев и ситуаций, которые очень похожи на людей и события из реальной жизни.

Сказки выполняют множество функций: они помогают человеку побороть страхи, сомнения, стать более уверенным в себе и в своих близких, расти над собой и своими проблемами, справляться с возникающими трудностями, неординарно мыслить и фантазировать, а самое главное - смотреть на жизнь другими глазами, понимать, что нет непреодолимых трудно­стей, все подвластно человеку.

Не забывайте: никто не знает вас и вашего ребенка так, как знаете вы, и никто не поможет ему так, как вы.

Особенности сказкотерапии

Так же как и любой другой метод практической психоло­гии, сказкотерапия имеет свою специфику, которая заключа­ется в следующих особенностях ее применения.

Во-первых, это возрастные ограничения. Безусловно, сказки полезно и необходимо читать детям всех возрастов, но именно процесс сказкотерапии с анализом и разбором ситуаций, по­ставленных в сказках, лучше проводить с ребенком, начиная с 3—4 лет. Это связано с тем, что ребенок до этого возраста еще не понимает того, что может существовать некая другая реаль­ность, сказочная, отличная от нашей повседневной жизни.

Все это, однако, индивидуально и зависит от совокупно­сти личностных особенностей ребенка.

Во-вторых, важную роль в процессе сказкотерапии играет наше состояние, мироощущение и миропонимание, наша спо­собность осознавать происходящие события и оценивать их, опираясь на свои жизненные принципы.

При передаче содержания сказок большое значение имеет наше отношение к тому, с кем мы читаем сказку. Доброжела­тельный и спокойный тон дает возможность добиться желае­мых результатов и поставленных целей. Нельзя забывать, что если мы говорим о проведении сказкотерапии как методе практической психологии, то психотерапевт должен проявлять эмпатию в отношении клиента, т. е. слушать его внима­тельно, проявлять искренний интерес к его проблемам и вы­сказываниям и ни в коем случае не осуждать.

Все это очень важно, так как от этого будет зависеть сте­пень открытости человека и степень усвоения им того, что вы хотите до него донести.

Следующим фактором, влияющим на поведение человека, с которым проводится сказкотерапия, и на степень его от­крытости, является интонация, которая в большей степени воз­действует не на сознание человека, а на сферу его бессозна­тельного, на его мироощущение и принятие вас как человека, стремящегося помочь ему.

В-третьих, сказка должна быть подобрана или сочинена в соответствии с возрастом, ситуацией и личностными особенно­стями человека и направлена на формирование определенных свойств в зависимости от ведущей деятельности человека. Так, например, ведущей в раннем возрасте является игровая дея­тельность, значит, сказка должна быть представлена такому ребенку в игровой форме и направлена на первичное усвоение им жизненных ценностей и форм поведения. В дошкольном возрасте уже можно проводить сказкотерапию, ориентирован­ную па первичную социализацию ребенка в новой для него сре­де, усвоение основ межличностных отношений.

В подростковом возрасте следует большее внима­ние уделить нравственным проблемам, особенно проблеме любви и дружбы, которая в этот период остро встает перед человеком.

Следующей особенностью является временное ограничение сказкотерапии. С ребенком до 6-7 лет не следует прово­дить ее дольше 30—40 минут, так как ему трудно воспринимать информацию в течение более длительного времени, его внима­ние рассеивается, и он начинает отвлекаться. При проведении сказкотерапии с подростками и взрослыми людьми следует больше внимания уделять не прочтению сказок, а активной деятельности, связанной с ними, например, попросить их со­чинить сказку или больше времени уделить ее обсуждению.

Конечно, особенности применения сказкотерапии не ог­раничиваются вышеперечисленными. Эффективность ис­пользования данного терапевтического метода зависит и от возраста человека, с которым его хотят провести, и от его лич­ностных особенностей, темперамента, и от его понимания жизни и осознания своего места в мире, от уже сформировав­шихся или еще только формирующихся моральных ценностей. Но, несмотря на это, следует помнить, что, прежде всего, эф­фективность применения сказок для помощи детям и взрос­лым зависит от психотерапевта или того человека, который проводит сеанс сказкотерапии. Данные сеансы должны прохо­дить не от случая к случаю, а с определенной регулярностью. Если проводится какая-либо терапевтическая или корректи­рующая работа с помощью сказок, то каждая сказка должна со­ответствовать определенной цели, поставленной на данном этапе терапии.

Принципы работы со сказкой

Существует множество классификаций сказок в зависи­мости от того, с кем проводят сказкотерапию, с какой целью ее проводят, какой результат хотят получить, в конце концов, ка­кие сказки используют.

Виды сказок

Сказки в зависимости от целей и оказываемого воздействия могут быть диагностическими, терапевтическими и коррекционными, т. е. оказывающими непосредственное воздействие на поведение и образ мышления.

Диагностические сказки применяются на начальном этапе сказкотерапии, так как позволяют диагностировать, выявить определенные свойства личности, проблемы, уровень разви­тия необходимых знаний об окружающей действительности, жизненные ценности и другое.

После проведения диагностики используются сказки, ос­новной целью которых является коррекция, т. е. изменение, выработка необходимых навыков, умений, приобретение знаний, которые могут помочь человеку в дальнейшем. С помощью коррекционного воздействия оказывается влияние на поведение человека, формируется более приемлемый стиль поведения.

Например, если проводится сеанс сказкотерапии с замкну­тым, не уверенным в себе ребенком и в процессе диагностической работы выясняется, что причиной такого поведения являются не просто определенные черты темперамента, а детские страхи, то психолог, уже проводя коррекцию, использует в своей работе та­кие сказки, которые бы помогли избавить ребенка от них.

В конечном результате после нескольких сеансов сказкотерапии ребенок приобретает уверенность в себе, ему становится легче справляться со своими трудностями, общаться с окружающими людьми.

Психотерапевтические сказки могут применяться как на заключительном этапе сказкотерапии, так и на любом другом. То есть могут быть использованы и вместо психокоррекционных и вместо диагностических. Основной задачей терапевти­ческих сказок является воздействие не непосредственно на образ мышления человека или его поведение, а на сферу его бессознательного, на его духовную составляющую. Они не дают конкретных готовых ответов на вопросы, волнующие человека, а позволяют ему самому найти их.

Особенностью данного вида сказок является то, что они в большинстве случаев используются в работе со взрослыми людьми, так как у ребенка еще недостаточно знаний, чтобы са­мому найти выход из сложившейся ситуации, ему необходима помощь и поддержка со стороны взрослых.

Сказки могут классифицироваться в зависимости от того, кем они написаны. Существуют авторские и народные сказки.

Авторские сказки сочиняются сказкотерапевтами или ро­дителями в зависимости от того, в чем надо помочь человеку, какие проблемы необходимо решить, какие навыки приобрести.

Народные сказки — это сказки разных народов мира, известные всем с детства. Они очень важны для детей, необходимо читать и русские народные сказки, и сказки других народов, так как дети усваивают из них не только моральные ценности, у них формируется дружественное отношение к другим наро­дам, национальностям. Эти же сказки позволяют ребенку уз­нать особенности быта и культуры других народов.

Следующим критерием для классификации сказок явля­ется выбор объектов или аудитории, на которую они нацелены. Здесь возможно деление сказок на индивидуальные и группо­вые, направленные на детскую аудиторию, подростков и взрослых людей.

Групповая сказкотерапия применяется в основном в дет­ских садах и школах с детьми дошкольного и младшего школь­ного возраста. Группа детей должна включать от 3 до 10 чело­век, в крайнем случае, количество детей не должно превышать 12-ти человек. Чем больше детей в группе, тем труднее отсле­дить проблемы каждого ребенка и преодолеть сложности в ин­терпретации сказок. Дети данного возраста ориентируются на мнение сверстников и подвержены влиянию большинства. Следовательно, целесообразнее проводить сказкотерапию индивидуально или в небольших группах.

Сказки, направленные на детскую аудиторию, на подрост­ков и на взрослых, различаются по своим целям и проблемам, поднимаемым в них, а также по формулировкам, используе­мым в контексте сказок.

Так, например, сказки, применяемые у подростков, на­правлены на преодоление комплекса неполноценности, улуч­шение отношений со сверстниками и родителями.

Сказкотерапия для работы с детьми нацелена на преодо­ление детских страхов, повышение самооценки, развитие творческих способностей и т. д.

Сказки необходимо подбирать в зависимости от целей, которые преследуют психолог и родители, от ситуации, сложившейся в жизни человека, его проблем, от желаемого результата процесса сказкотерапии.

 

Функции сказок

Исходя из основных видов сказок, можно выделить сле­дующие их функции:

-   диагностическая;

-   прогностическая;

-   воспитывающая;

-   коррекционная.

В зависимости от того результата, который хотят полу­чить, ставятся определенные цели и уже после этого подбира­ются сказки, основные функции которых могли бы помочь в достижении цели.

Рассмотрим подробнее каждую функцию сказок.

Диагностическая функция, как уже говорилось выше, иг­рает важную роль на первоначальном этапе сказкотерапии. Так кик она позволяет определить состояние ребенка и поставить основные цели для дальнейшей работы.

Прогностическая функция сказок заключается в том, что мы можем увидеть не только настоящее человека, но и загля­нуть в его будущее. Этой цели мы можем достичь, анализируя сказки вместе с пациентом, давая ответы на возникшие вопросы. В конечном результате благодаря данной функции нам от­кроются особенности поведения человека, видения им окружающего мира и стратегии своего дальнейшего поведения.

Следующая функция сказок, воспитывающая, помогает нам с помощью простых сюжетов и ярких, красочных образов нау­чить ребенка простым истинам, воспитать в нем качества и свойства личности, которые нужны ему в данный момент для реше­ния сложившейся ситуации и потребуются в дальнейшей жизни.

Наконец, коррекционная функция представляет собой тот конечный результат, который мы хотим получить в результате сказкотерапии. Она заключается в замене «неподходящего» поведения более необходимым. Именно с помощью коррек­ции и состоянии и поведении ребенка наблюдаются измене­нии в лучшую сторону.

 

Структура сказок

Каждая «волшебная» сказка неоднородна и состоит из не­скольких взаимосвязанных частей.

Первая часть, самое начало сказки, открывает читателям сюжет, основную тему, подготавливает к дальнейшим событи­ям. Это — вводная часть, теоретическая..

Основными ее задачами являются: раскрытие главной проблемы, освещенной в сказке; подготовка читателя к ответу, что мы можем узнать из этой сказки и чему она нас может нау­чить.

Следующая часть - основное развитие сюжета - играет практическую роль. Она отображает позицию главного героя. В ней до конца раскрываются:

1) проблемы, с которыми герою приходится справляться;

2)средство (в большинстве случаев это сказочный помощ­ник), которое помогает герою сказки справляться с возникаю­щими трудностями и достигать поставленных перед ним целей;

3)отношение главного героя к себе, его самооценка; отно­шение к окружающему миру и тем сказочным героям, которые его окружают.

Очень важно из данной части сказок извлечь для себя урок, понять и в дальнейшем осознать основные проблемы и трудности героя, допущенные им ошибки, чтобы, столкнув­шись в реальной жизни с подобными ситуациями, по возмож­ности, не совершать таких же. У детей, которые только начина­ют изучать жизнь, понимание данных проблем происходит больше на подсознательном уровне, у взрослых же более осоз­нанно, хотя компонент бессознательного, несомненно, присутствует.

Заключительной составляющей каждой сказки является разрешение проблемы, конфликта, возникшего во второй части. В ней герой справляется со всеми трудностями и вознагражда­ется судьбой за сотворенное им добро, а зло, непременно при­сутствующее в каждой сказке, оказывается побежденным и на­казанным.

Конец сказки является самым важным для ребенка, так как именно в конце высказывается ее мораль и делаются необходимые выводы, которые должен был узнать ребенок из всей сказки.

Таким образом, каждая сказка представляет собой сово­купность структурных элементов, помогающих осуществить основные функции сказок и достичь поставленных целей. Постепенно, проходя с главным героем все этапы, ребенок усваивает необходимые жизненные ценности, учится справляться со своими трудностями и проблемами.

Темы, поднимаемые в сказках

В зависимости от цели сказкотерапии, от возраста, индивидуальных особенностей пациента выбираются именно те сказки, которые подходят данному человеку в конкретной ситуации.

Решить задачи помогают темы, поднимаемые в сказках.

Основной темой детских сказок является борьба добра со злом. Она образно раскрывает ребенку главную проблему — Противоборство доброго и злого начала, присутствующих в каждом из нас. Она учит детей доброте, отзывчивости, сопереживанию тем, кто находится рядом с нами. Из нее ребенок узнает, что, совершая хорошие поступки, делая добро людям, не только близким, но и даже совсем незнакомым, будешь за них вознаграждён, а, причиняя боль и творя зло, обязательно окажешься за это наказан, пусть не людьми, но судьбой, которая независимо от твоего положения и желания распорядится по-своему.

Также сказки могут быть направлены на борьбу со страха­ми. Эти сказки применяются как для работы с детьми, так и со взрослыми. Страх - это физиологическая реакция организма им окружающую человека действительность, он по своей при­чине присущ каждому независимо от его пола, возраста, материального положения и др. Но страх — это еще и явление, от которого можно и нужно избавляться.

Нельзя однозначно сказать, что чувство страха - негатив­ное явление. Нет, даже напротив, оно может приносить пользу человеку, стимулируя его жизненные силы, его скрытые ресурсы для борьбы с возникшими трудностями.

Если страх является беспочвенным, начинает дос­тавлять неудобства, становится всеобъемлющим, тогда человеку непременно нужна помощь. Ее можно оказать, используя сказки.

Все мы, наверное, помним детский мультик про крошку енота, который, подойдя к пруду, увидел там кого-то страшно­го и сердитого, очень испугался и боялся подходить к пруду; Но, поборов свой страх, взглянув повнимательнее в изображение на водной глади, он увидел там всего лишь отражение, которое не только не могло причинить ему вред, но было даже очень дружелюбным и забавным.

Таким образом, данный мультик и другие сказки, направ­ленные на избавление от страхов, с помощью ярких образов и сюжетов ненавязчиво объясняют, что не надо страшиться не­изведанного и непонятного, необходимо всего лишь приглядеться к действительности - и все станет не таким пугающим.

Следующей темой сказок является избавление человека оп негативных, мешающих ему личностных особенностей, например, агрессии.

Не стоит забывать, что агрессия есть в каждом человеке, но если она выражена в меру и проявляется только по необхо­димости — это норма, если же она мешает полноценному об­щению с окружающими, адаптации к меняющимся условиям, то надо работать над собой, стремиться к приобретению более нейтральных форм поведения.

В каждой сказке обязательно присутствует негативный ге­рой, который проявляет свою агрессию по отношению к дру­гим героям. Именно на примере таких отрицательных героев человек понимает, что своей агрессией можно принести вред не только другим людям (сказочным героям), но и в первую очередь себе. То есть агрессия имеет свойство бумеранга — возвращаться в исходное положение, в данном случае к владельцу. Проявляя же позитивное отношение, делая добро, испытаешь симпатию и тепло окружающих. Не зря все сказки заканчива­ются победой добра над злом.

Не менее важными являются сказки, направленные на по­вышение самооценки ребенка, развивающие уверенность в себе. Самооценка и вера в себя напрямую зависят от образа мышле­нии человека, от его представлений о счастье и от желания его добиться.

Ярким примером таких сказок являются сказки про Ива­нушку-дурачка. Его близкие уверены, что он не сможет добиться целей и заслужить уважение, но в конце сказки он обходит всех соперников, оказывается самым счастливым и получает всё, что ему нужно.

На примере подобных сказок ребенок понимает, что, для того чтобы добиться своей цели, не обязательно быть самым умным и красивым, счастье зависит совсем не от этого, а от веры в себя и упорства в решении поставленных задач.

Сказки, направленные на развитие у ребенка смелости, решительности и упорства в достижении своих целей, тесно связаны с другими видами сказок. Необходимо сначала разо­браться в причинах: почему ребенок проявляет в своем поведе­нии и общении робость и нерешительность. Причин может быть множество. Например, это может происходить из-за того, что ребенок боится осуждения со стороны сверстников или близких людей. В такой ситуации детям необходимы сказки, из которых они могли бы узнать, что их слова и поступки не станут предметом осуждения, а их мнения являются важными и не подвергаются насмешкам.

Неуверенное поведение ребенка может говорить о личностных особенностях проявления темперамента. В таком случае ему необходимо читать сказки, непосредственно направлен­ные на развитие смелости и уверенности в себе. Например, те, в которых герой вознаграждается за свою активность и сме­лость,

Робость в поведении ребенка может быть связана и со стрессом. Многие ошибочно полагают, что подобные напряжения возможны только в жизни взрослых людей, но на самом деле это не так. Стрессовым ситуациям дети тоже подвержены, просто в силу своего возраста они еще не могут объяснить нам, взрослым, в чем их причина. Если вы заметили у ребенка робость и неуверенность в поведении, стеснительность в общении, которых раньше не замечали, читайте ему побольше сказок с позитивным содержанием, из которых легко понять, что жизненные трудности не существуют вечно, они преходящи, все печали и тревоги неминуемо уходят и все заканчивается хорошо.

Скрытой темой некоторых сказок может быть их направленность на развитие у ребенка фантазии и творческих способностей, что особенно необходимо в раннем возрасте. Примером может быть сказка про царевну-лягушку. Главная героиня находила выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций, она не просто выполняла то, о чем ее просили (приказывали), а подходила к этому неординарно, проявляя фантазию и творческие способности.

Такие сказки учат детей не опускать руки перед трудностями, проявлять смекалку и фантазию для решения проблем. Чем больше ребенок будет слушать и читать сказок такого рода, тем естественнее для него будет творческий подход к любому делу.

Дети смогут воплотить свои мечты и желания в жизнь только в том случае, если вы будете развивать в них способности, которые помогут им многого достичь.

Конечно, это не все темы, которые могут подниматься в сказках, они подбираются для каждого человека индивидуально, исходя из потребностей.

Подводя итог, можно сделать вывод, что будущее наших детей целиком в нашей власти. Только благодаря взрослым и их активности дети усваивают необходимые для них знания и приобретают основные навыки.

 

 

Развивая детей с помощью сказок, мы помогаем им лучше адаптироваться в окружающей действи­тельности и справляться с трудностями и пробле­мами, возникающими в жизни.

Основные подходы к психологическому анализу

Подходов к психологическому анализу сказок существует достаточно много, и говорить о них можно бесконечно. Они делятся на определенные направления в психологии, каждый автор по-своему видит особенности тех или иных сказок и оценивает их влияние на сознание и сферу бессознательного каждого человека.

Но, так же как и в любой другой отрасли психологии, нет ка­кой-то главной точки зрения, которую бы остальные считали правильной или необходимой для рассмотрения, все мнения равны и одинаково важны. Неправильных мнений быть не может.

Одним из подходов к психологическому анализу сказок является и психоанализ. Его представители считают, что сказки в боль­шинстве своем представляют собой отражение сферы бессознательного каждого человека и оказывают влияние именно на нее. Они рассматривают героев сказок как части «я» каждого человека.

Главный герой сказки, которому приходится преодолевать множество трудностей, прежде чем достичь цели, представляет собой сознание человека, его помощники — это определенные свойства личности (мудрость, активность, сообразительность, агрессия и др.), то, к чему он стремится и приходит в конце сказки — его актуализированная потребность. Например, если он ищет свою семью, значит стремится найти душевное тепло; если он в поисках принцессы - хочет постигнуть женское начало и т. д.

Следующим не менее важным подходом является трансактный анализ. Данный подход уделяет особое внимание тем ролям, которые выполняют отдельные герои, и их ролевым и взаимодействиям. По мнению авторов этого подхода, каждый герой олицетворяет отдельно взятого человека, описывает его поведение, отношение к себе и окружающей действительности. Каждый, даже самый незначительный, герой выполняет определенную роль как в сказке, так и в жизни.

Конечно же, этими двумя подходами не исчерпывается психологический анализ сказок, рассмотрены они лишь пото­му, что уделяют особое внимание анализу сказок и отдельных героев, описанных в них.

Сказки - способ получения информации

Развитие технического прогресса и постоянное ускорение ритма нашей жизни, ежедневные заботы о хлебе насущном, кичилось бы, не оставляют времени, чтобы окунуться в мир иллюзии сказок. Разумеется, с появлением кино и особенно телевидения и компьютеров читать стали меньше. Это естественный процесс. Автомобили вытеснили лошадей, и все  призывы читать книги, а не смотреть телевизор равносильны убе­ждениям ехать поездом шесть суток, пренебрегая возможностью преодолеть этот путь за шесть часов на самолете. При­учить детей читать книги можно только одним способом: по­мнить преимущества этого способа получения информации над другими. Этих преимуществ довольно много, и мы остановимся только на тех из них, которые непосредственно относятся к сказкам.

Чтение книг развивает воображение ребенка. Если книга хорошо иллюстрирована, то картинок в ней вполне достаточ­но, чтобы образы героев сказок оживали в сознании ребенка. Развитие сюжета заставляет не только сопереживать персона­жам, но и дорисовывать визуальные картинки в своем вообра­жении.

Например, вы читаете с ребенком сказку «Лиса и журавль», в которой лиса позвала в гости журавля и угощала его манной кашей, размазав ее по тарелке. Просмотр мультфильма поданной сказке сужает воображение ребенка. Ритм просмот­ра не позволяет большинству детей представить и ощутить за­пах и вкус каши, которую слизывает лиса и безуспешно пыта­ется клевать журавль. Вкус и запах манной каши знакомы ре­бенку, он может при этом думать: холодная она или горячая, почему журавль не попросил у лисы ложку и т. д.

Ритм чтения позволяет остановиться, задать вопрос, который интересует ребенка. Вы можете сами прервать чтение: любой момент и объяснить, как устроен клюв у журавля или почему он не может клевать кашу с тарелки. При таком чтении ребенок может спросить, например, есть ли у журавля зубы или почему он не высунул язык и тоже не начал лизать кашу. Ритм просмотра мультфильма не позволяет одновременно с просмотром получать дополнительную информацию. Сознание настроено на восприятие с экрана, а у телевизора не спросишь. Малыш уточняет у взрослых, отвлекается. Его воображение теряет контакт с развитием сюжета, восприятие прерывается.

При чтении книги ребенок задает вопросы, но при этом и лиса, и журавль, и тарелка с кашей остаются в его воображении. Развитие сюжета приостановлено, но оно может быть продолжено в любой момент. Ребенок просто уточняет детали, которые для вас могут быть совершенно неожиданными. На­пример, ваш малыш сам не любит манную кашу, насильственным кормлением вы сумели вызвать у него стойкие отрицательные эмоции к каше как таковой. Тогда вопреки логике сказки он будет опираться на собственный опыт и радоваться, что журавлю ничего не досталось.

Во второй части сказки журавль кормит лисицу окрошкой из кувшина с высоким горлышком. Остается тот же самый вопрос: любит ли ваш малыш окрошку или хотя бы знает, что это такое? Все зависит от возраста ребенка.

Здесь мы сталкиваемся с теорией символов. В сказке лиса — символ хитрости и обмана, заяц - трусости, волк - всегда олицетворение зла, которое нужно победить, и т. д. Чтение сказок позволяет родителям акцентировать на этом внимание ребенка, сформировать его понимание того или иного персонажа. Видеопросмотры предполагают этот процесс по умолча­нию. Но всегда ли мы застрахованы от мыслей тех людей, кото­рые снимали тот или иной фильм? Кто-то просто хотел выде­литься, проявить свою индивидуальность, его собственная трактовка сюжета или персонажа может отличаться от общепринятой. Если учесть, что и в самих сказках нет однозначно­сти понимания того, что есть добро, а что зло, то наложения на это индивидуальной трактовки, отличающейся от нормы, мо­гут вполне запутать ребенка.

В сказке «Лиса и журавль» лиса выступает символом обма­ни, хитрости и зла, а развитие сюжета показывает, что со злом надо бороться. Просмотр сказки с помощью технических средств не позволяет в полной мере использовать сказкотерапию. Если ваш ребенок агрессивен по характеру, то наказание зла в ветхозаветной трактовке «око за око» может только повысить агрессию ребенка по отношению к окружающим. И наоборот, если он застенчив и пассивен, то новозаветное нерас­пространение зла в виде подставленной второй щеки может сделать его более замкнутым.

Задача родителей — помочь ребенку понять обще­принятые нормы морали, но при этом еще и сфор­мировать его характер.

В этой связи прямой контакт является неоспоримым преимуществом в чтении книг. В любой момент вы можете вносить свои комментарии, интонацией голоса давать оценку тем ми и иным событиям. То, что вы сами воспитываете своего ребенка, а не перепоручаете этот процесс телевизору и компьютеру, - еще один важный фактор в ответе на вопрос: зачем при­учать ребенка читать книги?

Для примера рассмотрим сказку в обработке А. Н. Афа­насьева «Мужик, медведь и лиса». Текст сказки, приведенный знаменитым издателем русских народных сказок, существен­но отличается от более распространенного варианта «Вершки и корешки».

В обоих вариантах мужик и медведь посеяли репу. По осени медведь получил свою половинку — вершки, т. е. ботву, а му­жик забрал репу. В варианте «Вершки и корешки» мужик и медведь договариваются второй раз и сеют пшеницу. Теперь уже мужик забирает вершки (зерно), а медведь — корешки (солому). Медведь дважды обманут, и ребенку понятно почему. Мужик работал, а медведь хотел получить свою долю просто так, потому что он сильнее мужика.

По сути, мужик хитростью и обманом не позволил себя ог­рабить. В варианте А. Н. Афанасьева присутствует третий пер­сонаж —лиса. По тексту сказки, после того как репа была поделена, мужик едет в лес за дровами. Медведь может убить мужика. Лиса помогает мужику не только избежать смерти, но и убить медведя. Как же отблагодарил мужик за это лису? Он травит ее собаками, и лиса погибает.

У маленького ребенка могут возникнуть разные вопросы. Почему на доброе дело мужик ответил злом? Ведь сама сказка не учит отвечать на добро злом, и это обязательно надо довести до сознания ребенка. Сказка учит не доверять лгунам и обманщикам.

Прочитайте или напомните ребенку сказки «Лиса и волк» «За лапоток - курочку, за курочку - гусочку» и др., в которых лиса не раз обманывала людей. Ребенок должен понять: если он уже столкнулся с обманом, верить людям нужно с большой осторожностью, — тебя могут еще раз обмануть.

Особенности детского восприятия при чтении сказок

Особенности детского восприятия при чтении сказок

Чтобы сказкотерапия работала, сам рассказчик должен опуститься до уровня сознания ребенка, а это — мир грез фантазий. Этот мир, разумеется, нереальный, и в нем могут происходить события, которые в действительности невозможны. Оживающие превращения, несуществующие в природе веши и живые существа.

Именно из фантастического мира ребенок черпа­ет информацию, которую потом использует в ре­альности.

Дело в том, что сознание устроено таким образом, что фантазии, иллюзии детей для них самих абсолютно реальны! В большинстве своем взрослые просто забывают об этом «Мальчик-с-пальчик» для детей такая же реальность, как жаркая Африка, которую большинство из них никогда не видели. Ребенок слышал слово «Африка», что-то видел по телевизору; В 5-6 лет он уже может знать, что земля круглая. Но когда мерный раз вы продемонстрируете ему глобус, скажете, что это наша Земля, на которой мы живем, и покажете Африку, то полученная информация не сразу адаптируется к тем фантазиям и иллюзиям, которые у него ассоциировались с этим словом.

Информацию лучше преподносить на уровне ребенка. Он уже знает, что большие предметы издали кажутся маленькими.

Все дети разные. Каждый из них уникален. Характер, по­ведение, манера общения неповторимы, как отпечатки пальцев каждого из людей. Мы не будем говорить о социальном положении родителей, материальном достатке, культурном уров­не развития семьи, в которой воспитывается тот или иной ребенок. Все это очень важно. Нет сомнений, что уровень жизни может помешать рождению таланта, из-за этого Россия не увидела многих Ломоносовых и Горьких. Но это тема совсем других книг.

Для сказкотерапии очень важно, как ваш ребенок воспри­нимает информацию. Все люди условно делятся на три типа: ними лучше воспринимают информацию на слух, вторые - если видят что-то, ну, а третьим обязательно надо потрогать, пожать, ощутить на себе.

Например, рассказывая о кипящем на плите чайнике детям, которые информацию воспринимают на слух, следует говорить: «...чайник зашумел, запыхтел. Стало слышно, как булькают пузыри внутри чайника. Чайник ворчал все громче и громче: я уже выкипел, вы разве не слышите?» Далее следует подключить звуковое сопровождение.

Детям, которые воспринимают информацию визуально, Кипение чайника следует описывать так: «...было видно, что чайник закипел. Из носика повалил белый пар. Всем своим видом чайник показывал: я уже закипел, разве вы не видите, ско­ро вся кухня покроется туманом». То есть надо использовать слова, которые помогут ребенку «увидеть» кипящий чайник.

Детям с кинестетическим (ощущения тела, эмоции, контакт) восприятием кипение чайника следует описывать так: «… чайник почувствовал, что он закипел. Не выключенный огонь, разогревал его все больше и больше. Разве вы не чувст­вуете, что на кухне становится жарко. Жарко, как в бане. Скоро и расплавлюсь. Пожалейте меня, выключите огонь, снимите меня с плиты».

К какому из трех типов относится ваш ребенок, должен определить психолог. Правда, существует очень простой тест, который называют паттерном (схемой).

1. Если человек сдвигает глаза влево от себя, то он вспоминает прошлое.

2.Если человек сдвигает глаза вправо от себя, он думает о будущем.

3.Если глаза человека посередине, он анализирует то, что происходит в данный момент.

4.Если глаза человека сдвинуты вверх, то в его сознании визуальные, зрительные образы.

5.Если глаза человека смотрят горизонтально, то в его соз­нании звуковые образы.

6.Если глаза человека опущены вниз (веки слегка при­крыты), то в сознании человека его эмоции и мышечные ощу­щения.

Комбинации приведенных шести признаков с большой долей уверенности позволяют определить, какой тип ввода ин­формации преобладает у того или иного человека. Схема применима и к детям.

При чтении сказки следите за глазами ребенка.

Когда он пытается вспомнить прошлое, его глаза сдвига­ются влево. Если они при этом поднимаются вверх, то он ста­рается припомнить картинку из прошлого: как что-либо вы­глядело, на что было похоже. В его сознании преобладают кар­тины прошлого.

Если, думая о прошлом, глаза ребенка опускаются вниз, он пытается вспомнить, что при этом чувствовал, о чем пере­живал. Попутно следует сказать, что если при обычном разго­воре ребенок сдвинул глаза влево вниз, то это значит, что он замкнулся. Он вас практически не видит и не слышит, а разго­варивает сам с собой. Из такого состояния ребенка лучше всего выводить простым прикосновением, одновременно переводя его сознание на настоящее или будущее.

Если, вспоминая прошлое, глаза ребенка остаются в обычном (просто сдвинуты влево) состоянии, то это значит, что он пытается восстановить звуковое сопровождение того или иного события. Например, как шумит лес или журчит вода в ручье и т. п.

Паттерн позволит вам определить, обманывает вас ваш ребёнок или говорит правду. Если на вопрос, во что вы играли с ребятами во дворе, он начинает рассказывать о прошлых событиях, но при этом его глаза сдвинуты вправо, это означает, что ни не вспоминает прошлое, а что-то выдумывает. Если при этом глаза приподняты вверх, то он визуально, зрительно представляет, как бы выглядели те события, о которых рассказывает. Если глаза остаются справа посередине, то он выдумывает, о чем они говорили, а если сдвинулись вниз, он пытается представить, что бы он ощущал при тех событиях, которых не было, но о которых он вам рассказывает.

Разумеется, деление на три типа ввода информации в соз­нание весьма условно. Человек должен пользоваться всеми тремя возможностями, следует помогать ребенку погрузиться в иллюзию сказки, хотя, поверьте, каждый из них и без этого может прекрасно это делать.

Здесь следует сделать одно замечание. Приведенная схема справедлива для правшей. Если ваш ребенок - левша, то у него все наоборот. Сдвиг глаз вправо — прошлое, сдвиг глаз влево — будущее. Все остальное, как у других.

 

Hosted by uCoz