Сказкотерапии: «Каприза»
Текст сказки
Жила-была
девочка Даша (1). Было ей все не так да не эдак (2). Любила она кричать да
ногами топать: «Не хочу! Затопчу!» (3)
Как-то раз
проснулась Даша и видит:
девочка не
большая, а маленькая, не грустная, а веселая (4). Сидит, жужжит: «Ж-! ж-ж»
(5). Удивилась Даша и спрашивает: «Почему ты сидишь и жужжишь?» (6) А девочка
отвечает: «Зовут меня Каприза, подружка я твоя. С тобой мне очень весело, но
грустно без тебя» (7). Стали они дружить, вместе жить (8).
Соберется Даша
с ребятами кушать, а Каприза ей на ухо жужжит: «Не хочу я кушать и не буду
слушать!» (9) Даша ногами топает да повторяет: «Не хочу я кушать и не буду
слушать!» (10) Соберется Даша с ребятами гулять, а Каприза ей на ухо жужжит:
«Не хочу я одеваться и не буду обуваться!* (11) Даша ногами топает да
повторяет: «Не хочу я одеваться и не буду обуваться!» (12)
Угощают Дашу
конфетой, а Каприза тут как тут — давай жужжать на ухо (13).
Надоело Даше
Капризу слушать: «Ах ты вредная Каприза, улетай отсюда прочь, ты не можешь
мне помочь! Не хочу с гобой дружить, хочу послушной быть» (14).
Каприза испугалась, превратилась в бабочку и улетела другую подружку искать
(15).
Н. Тушканова, воспитатель ДОУ№ 136, г. Тверь
Программное содержание
1.познакомить
детей с образными выражениями, антонимами (все не так да не эдак; не большая, а маленькая; не грустная, а
веселая);
2.развивать умение произвольно напрягать и расслаблять
мышцы для
снятия телесных барьеров (Даша
капризничает, полет бабочки).
3.воспитывать
умение по настроению музыки догадываться о действиях героев;
4.подводить
к умению выразительно интонировать реплики героев
в проблемных ситуациях (капризы,
знакомство, ссора).
5.побуждать
к выразительной передаче в мимике и движениях эмоциональных состояний (удивление, каприз);
Методы и приёмы
1.
рассказывание сказки;
2.
объяснение;
3.
пояснение;
4.
вопросы;
5.
аудиозапись.
Материалы и
оборудование
1.текст
сказки «Каприза»;
2.фломастеры,
карандаши, бумага;
3.разноцветные
коврики;
4.пиктограммы:
каприз, радость, удивление;
5.аудиозапись
классической музыки: Шопен, Вальс, Брамс, Вальс.
Предварительная
работа
1.чтение
сказки «Каприза»;
2.знакомство
детей с человеческими эмоциями;
3.работа
с "предметными чувствами" -
ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить,
что оно обозначает, и дать ему словесное наименование;
4.использование
психологических игр, развивающих эмоции ребенка;
5.слушание
классической музыки, определение характера произведений.
Ход занятия
Дети заходят в зал. Обращаем внимание на гостей,
которые присутствуют в зале.
Воспитатель: Ребята,
посмотрите сколько гостей, давайте поздороваемся.
Ребята,
а хотите пройти на красивую лужайку?
Дети:
Да!
Дети
приветливо, с улыбкой на лице здороваются с гостями и встают около своих
кружков..
Воспитатель: Не
успели мы придти на лужайку, как кто-то к нам уже идёт.
В
зал входит Каприза - Даша (не очень опрятная, с развязанным бантом, с не
завязанным шарфиком, в руках у неё конверт). Проходит с недовольным видом.
Воспитатель:
Здравствуй девочка. Как зовут тебя?
Девочка
молчит.
Воспитатель:
Поздоровайся с детьми, с гостями!
Девочка:
Не хочу! Не буду! (топает)
Воспитатель:
Скажи пожалуйста, а ты случайно не Даша?
Девочка:
Да, Даша!
Воспитатель:
Ребята, а вы догадались из какой сказки пришла к нам Даша?
Дети:
Да, «Каприза».
Воспитатель:
Ребята, давайте сядем на кружки. И Даша останется с нами, мы постараемся ей
помочь стать послушной девочкой.
Девочка:
Не хочу! Не буду! (топает)
Воспитатель:
Даша не капризничай, ты останься с нами и посмотри на наших ребят. Даша,
ребята садитесь поудобнее, вспомним сказку. Внимательно меня послушайте.
(читает предложения 1—3 из сказки
«Каприза»). Жила-была девочка Даша (1). Было ей все не так да не эдак
(2). Любила она кричать да ногами топать: «Не хочу! Затопчу!» (3)
Как
вы думаете, Даша была послушной девочкой?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
Как вы догадались?
Дети:
Она любила кричать да ногами топать.
Воспитатель:
В сказке говорится, что Даше все было не так да не эдак. Как вы понимаете это
выражение?
Дети:
Даше все не нравилось, она была всем недовольна.
Воспитатель:
Да, правильно!
Ребята,
послушайте пожалуйста музыку и скажите, каких героев сказок напоминает вам
эта музыка? Добрых или злых?
Дети
слушают музыкальный отрывок Ф. Шопена «Вальс».
Дети:
Добрых! Зайчика, белочку, колобка, снегурочку, красную шапочку.
Воспитатель:
Правильно! Молодцы! А напоминает ли вам эта музыка
маленькую, добрую девочку.
Дети:
Да!
Каприза
в это время вертит в руках конверт и листок бумаги, капризничает, у неё
что-то не получается.
Дети:
Даша, что случилось? Что у тебя в руках?
Девочка:
Здесь написано задание, но я его не могу выполнить.
Воспитатель:
Ребята, давайте поможем выполнить задание.
Воспитатель
берёт конверт и листок бумаги.
Здесь
написаны предложения, но они не закончены. Нужно придумать слова наоборот. Поможем
Даше закончить предложения?
Дети:
Да!
Воспитатель:
(читает)
Девочка:
не большая, а …
не
высокая, а …
не
грустная, а …
не
злая, а …
не
глупая, а …
Дети:
Маленькая, низкая, весёлая, добрая, умная.
Воспитатель:
Молодцы! Справились с заданием.
Девочка:
(капризничает) Ж-ж-ж-ж-ж…
Воспитатель:
Сидит жужжит. Ребята, а давайте пожужжим как Даша.
Воспитатель
и дети громко жужжат.
Девочка:
Вы чего шумите? Вы чего жужжите?
Воспитатель:
А мы как ты, тоже решили пожужжать.
Девочка:
Неужели я так громко жужжу!?
Дети:
Да!
Девочка:
Ой! Как не красиво я себя веду оказывается! (удивлёние на лице)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите на Дашу. Что почувствовала Даша?
Дети:
Удивление.
Воспитатель:
Да! Давайте сейчас, вместе с вами поиграем в игру.
Подойдём к столу. На столе лежат изображения человечков, посмотрите,
рассмотрите их. Скажите пожалуйста, когда открытые глаза, рот широко открыт,
какое это чувство?
Дети:
Удивление.
Воспитатель:
Ребята, найдите чувство «удивление».
Дети
находят пиктограмму «удивление».
Воспитатель:
Правильно! Молодцы!
Воспитатель:
А теперь скажите мне пожалуйста, когда опущены и сдвинуты брови, смотрит
из-под бровей, уголки губ опущены, что это за настроение?
Дети:
Капризное.
Воспитатель:
Найдите у себя на столе картинку, на которой
изображена капризная девочка, как выглядит капризная девочка.
Дети
находят пиктограмму «Каприз».
Девочка:
Не хочу быть капризной, хочу быть вот такой. (показывает пиктограмму «радость».
Воспитатель:
Какая Даша стала красивой, доброй, милой. Давайте
улыбнёмся Даше, и Максим угостит её конфеткой.
Девочка:
Не хочу! Не буду! (топает)
Воспитатель:
Ой, ребята, как не хотят уходить от Даши эти
капризные слова, прямо как в сказке. Давайте поможем Даше запомнить добрые
слова. Давайте встанем в круг и скажем: «Ах ты вредная Каприза, улетай отсюда
прочь, ты не можешь мне помочь! Не хочу с гобой дружить, хочу
послушной быть».
Дети
встают в круг и повторяют слова, Даша повторяет вместе с детьми.
Воспитатель:
Ребята, как здорово, наша Даша стала послушной,
подружилась с нами, а Каприза улетела от нас, и, наверное, больше никогда к
нам не вернётся. А Даша, конечно же и мы тоже, будем послушными, добрыми и не
будем капризными.
Девочка:
Как мне стало легко и весело.
Воспитатель:
Да! Ты стала послушной, доброй девочкой. Давайте
теперь все вместе повеселимся и потанцуем.
Включается музыка, Брамс,
Вальс.
Воспитатель:
Ребята, вы рады, что помогли Даше стать послушной?
Дети:
Да!
Воспитатель:
Я тоже рада, я так же рада за вас, что вы у меня
такие хорошие, добрые и всегда готовы помочь! Молодцы!
А
сейчас я предлагаю вам поиграть с зеркальцем. Давайте все вместе подойдём к
столам, каждый возьмет зеркальце, Дашенька, пойдём с нами.
(дети
подходят к столам
Давайте
вспомним все настроения, которые у нас с вами бывает. Посмотрим в зеркало и
покажем с вами удивление, теперь каприз, а теперь все вместе улыбнёмся и
покажем радость.
Сейчас
давайте все вместе сядем за стол.
(дети
садятся за столы)
Возьмите
карандаши, фломастеры и нарисуйте доброго, весёлого человечка.
Дети
рисуют.
Воспитатель:
Молодцы! Оставьте свои рисунки на столе. Я хочу
показать вам ещё одну игру. Подойдите к стенду.
Даша,
выбери пожалуйста кружок, а вы, ребята, тоже подберите полоски своего
настроения.
Даша
берёт кружок, прикрепляет его на мольберт. Дети берут полоски такого цвета,
какое у них сейчас настроение и приносят их воспитателю. Воспитатель
прикрепляет их вокруг кружочка.
Воспитатель:
Вот какое у нас получилось солнышко: весёлое,
доброе, радостное.
Ребята,
на столе у вас лежат весёлые картинки, давайте подарим их нашим гостям,
пожелаем нашим гостям всего самого хорошего и доброго.
Дети
дарят свои рисунки гостям.
Теперь давайте
попрощаемся с гостями и пойдём в группу.
|