Тест
«Кинетический рисунок семьи» (КРС)
Р.Бернса
и С.Кауфмана
Цель
исследования: выявление
взаимоотношений в семье, вызывающих тревогу у ребенка; восприятие ребенком
других членов семьи и своего места среди них.
Исходная ситуации: ребенку дается стандартный лист
бумаги для рисования, карандаш (твердость 2М) и ластик.
Инструкция: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы ее члены были
чем-либо заняты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без каких-либо
указаний, например: «Можешь рисовать, как хочешь».
Примечание: во время рисования
записывайте все спонтанные высказывания ребенка, следите за его мимикой,
жестами, а также фиксируйте последовательность рисования. После того, как
рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме: 1). Кто
нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи? 2). Где работают и учатся
члены семьи? 3). Как в семье распределяются домашние обязанности? 4). Каковы
взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?
Ключ и
интерпретация КРС
Основное
внимание обращается на следующие аспекты: 1). Анализ структуры рисунка семьи
(сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие
членов семьи на рисунке); 2). Анализ особенностей рисунка отдельных членов
семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел отдельных
членов семьи); 3). Анализ процесса рисования (последовательность рисунка,
комментарий, паузы, эмоциональные реакции во время рисования).
Система
количественной оценки
Симптомокомплекс
|
№
|
Симптом
|
Балл
|
1. Благоприятная семейная
ситуация
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
Общая деятельность всех членов
семьи.
Преобладание людей на рисунке.
Изображение всех членов семьи.
Отсутствие изолированных членов
семьи.
Отсутствие штриховки.
Хорошее качество линии.
Отсутствие показателей
враждебности.
Адекватное распределение людей на
листе.
Другие возможные признаки.
|
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
|
2. Тревожность.
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
Штриховка
Линия основания – пол
Линия над рисунком
Линия с сильным нажимом
Стирание
Преувеличенное внимание к деталям
Преобладание вещей
Двойные или прерывистые линии
Подчеркивание отдельных деталей
Другие возможные признаки
|
0,1;2,3
0,1
0,1
0,1
0,1;2
0,1
0,1
0,1
0,1
|
3. Конфликтность в семье
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
|
Барьеры между фигурами
Стирание отдельных фигур
Отсутствие основных частей тела у
некоторых фигур
Выделение отдельных фигур
Изоляция отдельных фигур
Неадекватная величина отдельных
фигур
Несоответствие вербального
описания рисунка
Преобладание вещей
Отсутствие на рисунке некоторых
членов семьи
Член семьи, стоящий за спиной
Другие возможные признаки
|
0,2
0,1;2
0,2
0,2
0,2
0,2
0,1
0,1
0,2
0,1
|
4. Чувство неполноценности в
семейной ситуации.
|
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
Автор рисунка непропорционально
маленький
Расположение фигур на нижней
части листа
Линия слабая, прерывистая
Изоляция автора от других
Маленькие фигуры
Неподвижная по сравнению с
другими фигура автора
Отсутствие автора
Автор стоит спиной
Другие возможные признаки
|
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
0,1
0,2
0,1
|
5. Враждебность в семейной
ситуации
|
1
2
3
4
5
6
7
8
|
Одна фигурка на другом листе или на
другой стороне листа
Агрессивная позиция фигуры
Зачеркнутая фигура
Деформированная фигура
Обратный профиль
Руки раскинуты в стороны
Пальцы длинные, подчеркнутые
Другие возможные признаки
|
0,2
0,1
0,2
0,2
0,1
0,1
0,1
|